Если Ваш ребенок говорит неправильно, Вам необходимо:
- Обратиться за помощью к логопеду.
- Выполнять все рекомендации, которые Вам дает логопед.
- Регулярно бывать на консультациях, проводимых логопедом.
- Посещать занятия, проводимые логопедом с Вашим ребенком.
- Больше вовлекать ребенка в речевую деятельность.
- Играть и заниматься со своими детьми в свободное время.
Какие ошибки должны насторожить родителей:
1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: б-д, п-т, е-з, а-о, д-у и т.д.
2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: сапка - шапка, теловек - человек, вопата - лопата.
3. Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой
4. и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
5. Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывание слов.
6. При дисграфии часты ошибки «застревания»: За зомом росла мамина (за домом росла малина), или ошибки «упреждения»: Дод небом лолубым (под неблм голубым).
7. Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), вьезёт (везёт).
8. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: Всаду вы росли чудесные розы
9. Смешение или замена на письме близких по акустическим признакам звуков (п-б, т-д, з-с, ж-ш, в-ф, г-к, (панан-банан, борота-борода, саяц-заяц, кожка-кошка и др.)
Русский язык недаром считается одним из трудных школьных предметов для учащихся начальных классов. С одной стороны, знание родного языка дается детям с детства, с другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками грамотного письма, во многом зависит не только успешность овладения всем курсом русского языка, но и обеспечение социальной адаптации выпускника.
В русском языке одной из сложных тем является работа со словами с непроверяемым написанием (словарными словами). Учителя в своей практике применяют методику П.С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости. Но эта методика не рассчитана на детей, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы (фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), общее недоразвитие речи (ОНР), задержка речевого развития (ЗРР). Большие трудности при овладении словарными словами испытывают дети с синдромом дефицита внимания, с минимальными дисфункциями головного мозга (МДМ).
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
В современном мире ребенок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя сложные предложения; пересказывать сказки и короткие рассказы; составлять самостоятельно рассказ по сюжетным картинкам. У такого ребенка большой словарный запас, он правильно произносит все звуки, легко воспроизводит слова сложной слоговой структуры.
Совсем другая картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (би-би, му-му и т.п.) до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. В любом случае нарушаются все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Отсюда и название – общее недоразвитие речи.
Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка - это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи так же, как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.
Если ребенок имеет сохранный физический слух, к 3 годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер. К сожалению, в соответствии со сложившейся традицией, в России мало оказывают раннюю специализированную помощь детям с ЗРР. Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.
Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка. Трудности в обучении детей с задержкой развития речи связаны с ослабленным состоянием нервной системы, низкой работоспособностью, быстрой утомляемостью.
Дети с минимальными дисфункциями головного мозга МДМ обычно начинают говорить со значительным опозданием, у них имеется сложный характер нарушений речи. У всех детей с МДМ наблюдаются нарушения роста и развития ОДА (опорно-двигательного аппарата). При этом, как и при нарушениях речи, имеется большое разнообразие проявлений. Интеллект у таких детей обычно не нарушен, он может быть даже выше среднего уровня. Но при этом дети гипервозбудимы, эмоционально лабильны, они могут сконцентрировать внимание лишь кратковременно, у них обычно выявляются задержки развития слуховой, разговорной и письменной речи. К моменту их поступления в школу еще нет биологической зрелости ряда высших корковых функций, на которые они должны опираться при освоении чтения, письма и счета.
Все это необходимо учитывать на коррекционных занятиях и непосредственно в процессе преподавания.
Изучение словарных слов не заключается только в механическом запоминании их правописания. Нужно использовать разнообразные формы работы, чтобы включать и слуховую память, и зрительную память одновременно, а также логику и образное мышление.