На базе МАОУ ОШ №4 функционирует методическая служба. Основной целью методической службы является оказание системной помощи педагогам в развитии профессиональной компетентности как непрерывного процесса образования, самообразования и совершенствования педагогов и всего педагогического коллектива для решения вопросов эффективной организации педагогической деятельности.
Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, профессионального развития педагогов, взаимодействия с семьей, определяет основные задачи методической работы:
- обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации;
- выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов;
- подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.
Нормативные документы:
- Программа пилотной площадки ИРО по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов (приказ МО и МП СО № 311-Д от 18.03.2020 г.)
- Подпрограмма «Школа плюс семья»
- Подпрограмма «Содружество» (ребенок с ОВЗ)
- Подпрограмма «Обновление ВСОКО»
- Программа развития «Личность. Творчество. Успех» на 2020-2022 годы
- Проект по трансформации образовательной среды «Лаборатория и IТы»
- Подпрограмма «Учитель будущего» (развитие кадрового потенциала)
- Подпрограмма «Ступеньки к успеху» (способный ребенок)
- Подпрограмма «Содружество» (ребенок с ОВЗ)
- Подпрограмма «Правильный выбор» (профилактика правонарушений)
Деятельность методической службы регламентируют документы:
- - положение о педагогическом совете
- - положение о сайте ОО
- - положение о методическом кабинете
Методическая тема школы на 2021-2022 учебный год: «Формирование функциональной грамотности обучающихся как фактор достижения современного качества образования и воспитания в условиях реализации ФГОС»
Структура методической службы
Главными звеньями в структуре методической службы школы являются методический совет и методические объединения учителей-предметников:
- ШМО учителей начальных классов (рук. Азанова Н.Ф.),
- ШМО учителей филологии и истории (рук. Козлова О.А.),
- ШМО учителей предметов естественно-математического цикла (рук. Кузнецова С.Д.),
- ШМО учителей общеразвивающих предметов (рук. Третьякова С.Н.),
- ШМО специалистов ППк (рук. Ташкинова Е.Н.).
Методический совет выполняет координацию методической работы и отслеживание выполнения программы развития. В состав методического совета входят руководители МО и представители администрации.
Логистика реализации модели внутрикорпоративного повышения квалификации демонстрирует три основных этап (слайд):
1 этап – курсы повышения квалификации по актуальным темам (внешние ресурсы);
2 этап – деятельностный, включающий систему мероприятий ВКПКП (внутренние ресурсы);
3 этап – диссеминация опыта.
Особенностью данной модели ВКПКП является создание среды продуктивного профессионального общения, важнейшими элементами которой являются формы организации обучения педагогов
Виртуальный методический кабинет
Функциональная грамотность
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения
Нормативный раздел
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).
Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017г.
Чек-лист самодиагностики готовности к формированию функциональной грамотности обучающихся
Информационный раздел
Матрица актуальных информационных ресурсов по формированию и оценке функциональной грамотности
Банк заданий по функциональной грамотности
1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ .
2. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/
3. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf .
5. Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»: https://myshop.ru/shop/product/4539226.html .
6. Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы: https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/ .
7. Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction . Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa
Вебинары по формированию функциональной грамотности
- Вебинар «Оценка по модели PISA» (https://youtu.be/GKqgQs3WSu4).
- Готовимся к PISA-2022. Математика и креативное мышление
- Вебинар «Об организационной и методической готовности к проведению исследования «Оценка по модели PISA»
- Формирование читательской грамотности
- Формирование математической грамотности
- Формирование естественнонаучной грамотности
- Формирование финансовой грамотности
- Формирование креативного мышления
- Общая методология
- Вебинар «Разноуровневые математические задания теста TIMSS» https://prosv.ru/webinars.
- Вебинар «Формирование языковой функциональной грамотности в начальной школе. Практическая реализация речевого развития и речевой культуры обучающихся» https://prosv.ru/webinars.
- Вебинар «Смысловое чтение как основа развития функциональной грамотности младших школьников» https://prosv.ru/webinars.
- Вебинар «Система оценивания обучающихся в рамках текущего (ВСОКО) и итогового контроля (ВПР) в начальной школе» https://prosv.ru/webinars.
- Вебинар «Роль интегрированных уроков в формировании естественнонаучной функциональной грамотности» https://prosv.ru/webinars.
- Вебинар «Дидактические возможности УМК «Линия жизни» для формирования функциональной естественно-научной грамотности» https://prosv.ru/webinars.
- Вебинар «Функциональная грамотность: главное, что нужно знать в начальной школе» https://prosv.ru/webinars.
Методический раздел
Адресные рекомендации по итогам мониторинга функциональной грамотности обучающихся
Методические пособия для педагогов
Естественнонаучная грамотность
Материалы для подготовки педагогов к проведению занятий по финансовой грамотности
Уроки по функциональной грамотности в 8 классе
https://yandex.ru/tutor/uroki/klass-8/funkcionalnaya-gramotnost/
Проект ЦБ РФ “Онлайн уроки финансовой грамотности”
Публикации педагогов МАОУ ОШ №4
Формирование математической грамотности средствами системы контекстных заданий (учитель математики Некрасова Н.А.)
Методы и приёмы формирования читательской грамотности у детей с задержкой психического развития (учитель начальных классов Мезенцева Е.И.)
Креативное мышление обучающихся на уроках технологии (учитель технологии Третьякова С.Н.)
Методические практикумы МАОУ ОШ №4
«Управленческий и педагогический опыт: как и зачем формировать функциональную грамотность»
Рабочая тетрадь «Универсальные приемы формирования читательской грамотности» (авторы Козлова О.А., Пунегова О.В.)
Родителям (законным представителям)
Информационный буклет для родителей
Всероссийская Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи 21 марта- 15 апреля 2022 г.