Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Учитель-логопедТашкинова Елена Николаевна, учитель-логопед
Высшая категория.
стаж работы 26 года
Закончила Карагандинский педагогический институт, 1989 г.
по специальности "Олигофрено-педагогика" с дополнительной специальностью "Логопедия"
Готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе По данным обследования детей, поступающих на обучение в первый класс нашего ОУ по общеобразовательным программам, около 35% из них относится к категории риска дезадаптации. А около 20% обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы. По данным же Министерства образования Российской Федерации число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2—2,5 раза, достигнув 30 % и более. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР). Основной задачей подготовки к школе детей с ЗПР является повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального. Подготовка к школе ребенка с ЗПР осуществляется с целью помочь ему на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения. При подготовке к школе детей с ЗПР ставятся общие задачи:
Единство указанных направлений позволит обеспечить эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР. Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И. Божович выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющая собой сплав познавательной потребности и потребности в общении на новом уровне. Д.Б. Эльконин, рассматривая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и др. Все эти предпосылки исходят из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, формирование самоконтроля. Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, исследователи отмечают основную черту — низкую познавательную активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР. Родителям для подготовки ребенка с ЗПР к школе можно предложить некоторые игры и упражнения, которые помогут ему сформировать внутреннюю позицию « Я – школьник». Игры на формирование умения концентрировать внимание, развивать словесную память и зрительное восприятие. Примерный перечень дидактических игр «Собери (сложи) картинку» (предлагаются картинки, разрезанные по вертикали и горизонтали на четыре части), «Назови предметы фиолетового, оранжевого... цвета», «Угадай, какой формы», «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию», «Найди пару», «Какое время года?», «Что изменилось?», «Когда это бывает?», «С какой ветки детки?», «Лото-вкладыши», «Зоологическое домино», «Четвертый лишний», «Одень Наташу». Игры на речевое развитие детей Учить активно употреблять слова, обозначающие изученные предметы и явления окружающей действительности, называть основные и промежуточные цвета, использовать предметно-образные названия (... морковного, сиреневого, василькового цвета и т.п.), указывать не только общий размер, но и точно называть величину предметов (высокий — низкий, широкий — узкий, длинный — короткий), давать словесное обозначение пространственных отношений. Учить детей:
Всё это поможет подготовить ребенка к новому этапу жизни, а именно школьному обучению. Рекомендуемая литература
|
Поиск
Архив записей
|
||