Пятница, 26.04.2024, 05:22
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Основная школа №4" г. Красноуфимск

Меню сайта
Наш опрос
1. Как Вы оцениваете степень учебной нагрузки в школе? (Укажите 1 ответ) *
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Учитель-логопед

Ташкинова Елена Николаевна, учитель-логопед
Высшая  категория.
стаж работы 26 года
Закончила  Карагандинский педагогический институт, 1989 г.
по специальности "Олигофрено-педагогика" с дополнительной специальностью "Логопедия"
 

 

Готовность детей с задержкой психического

развития к обучению в школе

   По данным обследования детей, поступающих на обучение  в первый класс нашего ОУ по общеобразовательным программам, около 35%  из них относится к категории риска дезадаптации. А около 20% обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы. По данным же  Министерства образования Российской Федерации  число учащихся началь­ной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2—2,5 раза, достигнув 30 % и более. Особое место среди таких детей занимают дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Основной задачей подготовки к школе детей с ЗПР явля­ется повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального. Подготовка к школе ребенка с ЗПР осуществляется с це­лью помочь ему на начальной ступени обучения освоить не­обходимые знания, умения и навыки, способы учебной ра­боты и адаптироваться в традиционной системе обучения.

При подготовке к школе детей с ЗПР ставятся общие за­дачи:

  • создание ребенку с ЗПР возможности для осуществле­ния содержательной деятельности в условиях, оптималь­ных для его всестороннего и своевременного психичес­кого развития;
  • обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
  • коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
  • стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
  • профилактика (предупреждение) вторичных отклоне­ний в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

Единство указанных направлений позволит обеспечить эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР. Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И. Божович выступает новообразование «внутренняя по­зиция школьника», представляющая собой сплав познава­тельной потребности и потребности в общении на новом уровне. Д.Б. Эльконин, рассматривая проблему готовности к шко­ле, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему пра­вил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и др. Все эти предпо­сылки исходят из особенностей психического развития де­тей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, свя­занных с оценкой, формирование самоконтроля.

Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытыва­ющих стойкие трудности в обучении, исследователи отмеча­ют основную черту — низкую познавательную активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоциональ­но-волевой сферы детей с ЗПР.

Родителям для подготовки ребенка с ЗПР к школе  можно  предложить некоторые игры и упражнения, которые помогут ему сформировать внутреннюю позицию « Я – школьник».

 Игры на формирование умения концентрировать внимание, развивать словес­ную память и зрительное восприятие.

Примерный перечень дидактических игр

«Собери (сложи) картинку» (предлагаются картинки, раз­резанные по вертикали и горизонтали на четыре части), «На­зови предметы фиолетового, оранжевого... цвета», «Угадай, какой формы», «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию», «Найди пару», «Какое время года?», «Что изменилось?», «Когда это бывает?», «С какой ветки детки?», «Лото-вклады­ши», «Зоологическое домино», «Четвертый лишний», «Одень Наташу».

 Игры на речевое развитие детей

Учить активно употреблять слова, обозначающие изучен­ные предметы и явления окружающей действительности, называть основные и промежуточные цвета, использовать предметно-образные названия (... морковного, сиреневого, василькового цвета и т.п.), указывать не только общий раз­мер, но и точно называть величину предметов (высокий — низкий, широкий — узкий, длинный — короткий), давать словесное обозначение пространственных отношений.

Учить детей:

  • строить высказывание из трех-четырех предложений, следить за правильным согласованием существительных с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже;
  • распространять и сокращать предложение, строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
  • сочинять коллективные рассказы по сюжетной картине и серии последовательных картин;
  • составлять индивидуальные словесные отчеты по видам деятельности, планировать этапы выполнения работы (апп­ликация, поделка из природного материала), рассказывая о предстоящем действии;
  • давать описания деревьев, животных, сезонных явлений и др.

  Всё это поможет подготовить ребенка к новому этапу жизни, а именно школьному обучению.

Рекомендуемая литература

  1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М., 1999.
  2. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. — М., 2003.
  3. Власова Т.А. Каждому ребенку — надлежащие условия воспи­тания и обучения. — В кн.: Дети с временными задержками разви­тия. - М., 1971.
  4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А. Вла­совой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М., 1973.
  5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. М., 2001.
  6. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пу­ти ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошколь­ного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002, № 1.
  7. «Истоки». Концепция базисной программы развития ребен­ка-дошкольника. Новоселова СЛ., Обухова Л.Ф., Парамонова Л.А., Тарасова Т.В. - М., 1995.
  8. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб., 2003.
  1. «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в системе образования. Кон­цепция реформирования системы специального образования». Ре­шение Коллегии Министерства общего и профессионального об­разования Российско1РФедерации от 9 февраля 1999 г. № 3/1.
  2. О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке де­тей дошкольного возраста в организационных формах обучения. Инструктивно-методическое письмо МО РФ от 14.03.2000 № 65/23-16.
  3. О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Письмо МО РФ от 10 марта 2000 года № 212

 

 
 
 
 
 
 
 
 


Индивидуальная карта учета динамики развития как одна из форм психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми возможностями здоровья

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Специфические (дисграфические) ошибки письменной речи»

Артикуляционная гимнастика (картотека)

Специфика работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz